Поиск по новостям
Новости
Знания.Live
HR-Партнер
Новости
Академия управления движением: синергия теории, практики и эрудиции

В Корпоративном университете РЖД подведены итоги новой программы «Академия управления движением». Обучение на протяжении почти года прошли более 30 руководителей станций и центров организации работы станций со всей сети дорог.

Программа, стартовавшая в феврале и завершившаяся в декабре 2023 года, в полной мере открыла новое направление в работе Корпоративного университета РЖД: к программам развития лидерских и управленческих качеств железнодорожников добавлен блок работы с профессиональными компетенциями и знаниями.

Кураторами программы стали первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Сергей Кобзев, заместитель генерального директора – начальник Центральной дирекции управления движением Михаил Глазков и старший советник генерального директора ОАО «РЖД» Анатолий Краснощёк. Роль куратора предполагала не только формирование задач обучения и образовательных траекторий, но и постоянное взаимодействие со слушателями: мастер-классы, дискуссии, анализ предложений и идей.

Идеология программы сформирована социально-кадровым блоком, Департаментом управления персоналом и Корпоративным университетом РЖД в рамках системы обучения и развития кадрового резерва.

Концепция обучения заключалась в решении нескольких ключевых образовательных задач: восстановить фундаментальные инженерные знания о теории управления движением поездов, отработать практические навыки организации эксплуатационной работы на сетевом и дорожном уровне, изучить опыт железнодорожных предприятий и увидеть специфику взаимодействия с крупными клиентами и партнёрами компании.

«Идея «прокачать» профессиональные компетенции движенцев стала вызовом и для нас, и для Корпоративного университета РЖД. Сегодня можно уверенно говорить, что «Академия управления движением» состоялась. Масштаб реализации оказался глобальным», – заметил Михаил Глазков

Программа объединила целый ряд образовательных новшеств, которые Корпоративный университет в перспективе планирует применять и в других программах.

«Академия управления движением» состояла из шести тематических модулей, каждый из которых проводился в разных географических точках огромной сети железных дорог. За период обучения слушатели побывали в Москве, Новосибирске, Ерунаково, Новокузнецке, Владивостоке, Находке, Иркутске, Екатеринбурге, Верхней Пышме, Челябинске, Санкт-Петербурге и Усть-Луге.

В рамках теоретической и методологической части программы Корпоративным университетом в партнёрстве с шестью железнодорожными вузами – РУТ (МИИТ), СГУПС, ДВГУПС, ИрГУПС, УрГУПС, ПГУПС – были отработаны 12 наиболее актуальных для блока управления движением тем, среди которых график движения и план формирования грузовых поездов, организация местной работы, полигонные технологии, управление тяговыми ресурсами и планирования «окон», техническое нормирование эксплуатационной работы, а также вопросы мультимодальных перевозок и пассажирская работа в агломерациях.

Практическая составляющая обучения познакомила слушателей с особенностями работы семи железных дорог сети. Разнообразие производственных решений было одним из определяющих условий в построении географии программы. Например, коллеги со Свердловской и Южно-Уральской железных дорог поделились опытом анализа эксплуатационных показателей и цифровизации перевозочного процесса. Восточно-сибирцы погрузили в принципы полигонных технологий. Октябрьская дорога – одна из самых сложных для движенца и по технологиям, и по своей протяженности – стала источником идей по целому ряду приоритетных вопросов современных мультимодальных перевозок. Дальневосточники познакомили с работой крупнейших портов, а на Западно-Сибирской дороге слушатели изучали сложнейшую систему организации погрузки массовых грузов. В крупнейшем московском узле участники обучения погружались в работу сложнейшего транспортного комплекса крупного города, посетили ГЦУ, ЦУП, единый диспетчерский центр Московского метрополитена.

«Слушатели «Академии управление движением» конструктивно обсуждали актуальные производственные проблемы с участием широкого круга руководителей в области организации движения, управления бизнес-блоком и представителями науки. Важно, что диалог состоялся и подготовленные предложения могут быть успешно реализованы на практике», – считает начальник Восточно-Сибирской железной дороги Вадим Владимиров

Кроме детального изучения на местах технологий работы диспетчерских центров управления перевозками, станций, депо, слушатели знакомились с опытом внешнего контура: изучали технологии портов Находка, Восточный, Усть-Луга; посещали Талдинский угольный разрез, Челябинский электровозоремонтный завод, металлургическое предприятие «ЕВРАЗ ЗСМК», Иркутский авиационный завод, штаб-квартиру «Яндекс». «Насыщенная структура программы несёт в себе цель повысить у слушателей уровень эрудиции и расширить кругозор – то, что является основой современного эффективного руководителя, – отметил директор Корпоративного университета РЖД Роман Баскин. – Управленцам важно смотреть в будущее и видеть перспективы, им необходимо знать внешнюю среду и понимать роль железных дорог в обеспечении потребностей экономики страны».

После каждого учебного модуля слушатели индивидуально и в командах разрабатывали практические предложения по совершенствованию работы своих станций и участков с учётом изученного на программе. В целом было рассмотрено более 100 различных проектных идей, и многие из них уже одобрены руководителями Центральной дирекции управления движением для возможного внедрения в практику.

Для обучения движенцев были приглашены преподаватели из шести отраслевых вузов, представители профильных факультетов и кафедр. Первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Сергей Кобзев перед началом каждого модуля лично давал необходимые установки преподавателям с акцентом на наиболее значимые для компании области знаний в сфере управления перевозками. Изучение теории шло вместе с реальной практикой: вузовские лекции в обязательном порядке дополнялись встречами с экспертами ЦД. Данная методическая находка стала полезной не только для слушателей, но и для преподавателей.

На программе у слушателей – выпускников отраслевых вузов – появилась возможность вернуться в аудитории своих alma mater, лично встретиться с ректорами, детально познакомиться с инфраструктурой учебных кампусов и оснащённостью базовых кафедр, с их педагогическими подходами – всё это формирует основу для будущих новых совместных проектов между университетами и компанией «РЖД».

Кроме работы с «движенческой» теорией и практикой, в рамках программы прошла серия лекций и мастер-классов руководителей департаментов финансово-экономического и социально-кадрового блоков ОАО «РЖД», перед слушателями выступали начальники и первые заместители начальников железных дорог, заслуженные ветераны – легендарные руководители стальных магистралей. Вместе с учёными НИИАС слушатели изучали современные технологии виртуальной сцепки и интервального движения.

 

Несмотря на плотный учебный график каждого модуля, всегда удавалось найти время на знакомство слушателей с историей и культурой регионов, посещение музеев и театров. Слушателям запомнились встречи с «сугубо гуманитарными» учёными, в числе которых были доктор биологических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Вячеслав Дубынин и учёный-филолог, исследователь особенностей развития русского языка, главный редактор портала Грамота.ру Владимир Пахомов, ведь современный руководитель – это не только профессионал своего дела, но и всесторонне развитая личность.

«Академия управления движения» стала первой программой Корпоративного университета РЖД с объёмной академической составляющей по инженерной железнодорожной тематике. В РЖД планируют и в дальнейшем развивать на площадках Корпоративного университета РЖД подобные форматы, где идёт слияние профессиональных и управленческих компетенций, и для других производственных вертикалей компании.

Рубрика «Мнение»

Сергей Кобзев, первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД»:

— В сотрудничестве с Корпоративным университетом мы давно и успешно воспитываем для РЖД мотивированных, мыслящих руководителей. Но однажды пришло понимание, что программы лидерства не решают всех задач компании. Необходимо, чтобы управленцы были профессионалами, в полном объёме владеющими теорией и практикой решения производственных задач и процессов. Движенцы стали первыми, кто снова занял место за университетскими партами. И стало очевидно, как важно повторять пройденное спустя десятилетия после окончания вуза. Проектные работы слушателей «Академии управления движением» позволили наметить новые точки роста как для каждого руководителя, так и для блока в целом. Но главные итоги мы увидим в ближайшее время, когда наши выпускники начнут применять обновлённые компетенции на местах.

Сергей Саратов, руководитель Департамента управления персоналом ОАО «РЖД»:

— В момент разработки этой программы совпало всё: мотивированные кураторы, профессиональная и увлечённая команда Корпоративного университета РЖД, инициативные и открытые начальники магистралей и руководители принимающих станций. По количеству регионов, вузов и объектов «Академия управления движением» стала, возможно, единственным в своем роде и уникальным по масштабу примером образовательного и промышленного туризма. Слушатели «Академии» — это кадровый резерв РЖД на ближайшие 7-10 лет. И я уверен, что программа задала каждому из них карьерную траекторию. Всех, кто прошёл обучение, мы будем держать в поле зрения. У нас уже есть интересные проекты, в которых движенцы смогут себя проявить.

Олег Валинский, ректор Петербургского государственного университета путей сообщения им. Императора Александра I:

— Программа полезна для руководителей, которые в дальнейшем будут непосредственно участвовать в процессах управления движением на железных дорогах, решать судьбу служб эксплуатации, отвечать за рентабельность. Не менее важной стала программа и для преподавателей вузов – она дала возможность повышать свой профессиональный уровень, общаться с руководителями ОАО «РЖД», получать необходимую информацию о бизнес-процессах, происходящих в компании, погружаться в производственную повестку. У такого сотрудничества взаимные интересы. Благодаря полученным знаниям наши преподаватели смогут актуализировать имеющиеся образовательные программы и методики для студентов с учётом запросов и требований ключевого работодателя. Планируем проводить аналогичные образовательные модули и для сотрудников ПГУПС, а также включить наших преподавателей в группы, где повышают квалификацию руководители дирекций и филиалов ОАО «РЖД».

Роман Баскин, директор Корпоративного университета РЖД:

— Работа над программой «Академия управления движением» для команды Корпоративного университета была очень сложной, но в то же время творческой. Мы понимали, что создаём фундамент для развития новых образовательных форматов. Благодаря программе мы вывели на новый уровень сотрудничество с железнодорожными вузами и научным сообществом по всей стране, укрепили наши образовательные связи на полигонах железных дорог. Такое комплексное взаимодействие позволило выстроить географию и логистику проекта так, чтобы наши слушатели могли увидеть как можно больше вариантов практического применения знаний, которые они получали в процессе обучения. Мы благодарны ректорам и администрации вузов за создание условий для эффективного обучения, преподавателям программы – за вовлечённость и профессиональный подход к разработке тем. И, конечно, хотим сказать спасибо руководству ОАО «РЖД», Центральной дирекции управления движением, начальникам железных дорог и их командам за участие в каждом модуле программы и открытость в диалоге со слушателями.

Рубрика «Опрос»

Чем больше всего запомнилось участие в программе «Академия управления движением»?

Начальник Волховстроевского центра организации работы железнодорожных станций Октябрьской дороги Мирослав Жигало:

— Благодаря поездкам в разные регионы понял для себя, насколько сложно обеспечить движение грузопотока по всей сети. Было интересно узнать, как на Западно-Сибирской дороге работают с парком порожних полувагонов, оттуда груз идёт в порты Дальнего Востока, Северо-Запада. Во Владивостоке сравнил их припортовые станции и наши. На станции Челябинск-Главный познакомились с интересной технологией подвязки локомотивов и локомотивных бригад. Но и у нас на станции Октябрьская–Лужская есть чем удивить коллег. Участие в проекте помогло глубже погрузиться в особенности работы полигонов железных дорог».

Начальник железнодорожной станции Екатеринбург-Сортировочный Свердловской дирекции управления движением Кирилл Масаев:

— Обучение, в первую очередь, позволило оценить свой профессиональный статус и увидеть моменты, в которых необходимы усиление и рост.

Начальник Владивостокского центра организации работы железнодорожных станций Дальневосточной дирекции обучения движением Максим Пономарчук:

— Мы посетили ключевые железнодорожные узлы, будет полезно включить новые знания в свою работу, также увидели работу ряда предприятий, это полезно для расширения кругозора. Одним из запоминающихся событий стало посещение АО «ЕВРАЗ ЗСМК», где производят рельсы, и, конечно, общение с руководством компании. Это сближает и помогает установлению коммуникации. Что касается изучения вузовских дисциплин, внутреннего сопротивления не было, напротив, было интересно, мы даже получили информацию, с которой не были знакомы, программа оказалась очень полезной и в теории, и в практике.