Поиск среди материалов журнала
Новости
Знания.Live
HR-Партнер
Выпуск №1(7) / 2022

ЗНАНИЯ.LIVE

Коммуникации в компании: почему знания ценностей различных поколений - универсальный инструмент для работы с сотрудниками?
Почему знание ценностей разных поколений — это универсальный инструмент для работы с сотрудниками?

В рамках рубрики «Знания.Live» мы начинаем серию публикаций, посвященных управлению и взаимодействию с людьми. Открывает ее теория поколений, адаптированная для россии исследовательским центром «Rugenerations — теория поколений в россии», который уже больше 20 лет занимается не только разработкой самой идеи, но и постоянно проверяет ее на различных задачах в управлении, маркетинге и стратегии.

Как показали эти два десятилетия, Теория поколений — абсолютно прикладной инструмент, получивший популярность в бизнесе. Чем она отличается от других теорий про людей? Прежде всего областью применения — она в первую очередь используется для решений, ориентированных на большие группы людей.

Ценности поколений — часть жизненных приоритетов, на которые ориентируется человек. У отдельного человека ценностей, конечно, больше — это целый микс. Ценности, как я их определяю, это наши приоритеты, которые мы наделили силой. Однако люди их, как правило, не замечают и не подозревают, как сильно эти приоритеты, то есть ценности, могут влиять.

Ценности — это образ того, как должно быть правильно. Они имеют разное происхождение: какие-то из них формируют- ся на уровне поколений, другие приходят из гендера, семьи, религии, нации, страны и так далее. Ценности служат своеобразным фильтром, через который люди пропускают то, что происходит вокруг: если происходящее нас не трогает — мы спокойно проходим мимо, а если наши ценности были задеты — мы испытываем сильные эмоции.

Именно поэтому суперсила эйчара — это работа с ценностями вне зависимости от их природы. И нужно помнить, что, несмотря на различное происхождение, проявляются ценности одинаково, и одно из наиболее ярких проявлений — это претензия.

Претензия — это заявление о несогласии с важным в вашем мире, это момент проявления ценностей. И здесь есть две новости — грустная и радостная. Первая: ваши претензии к другим людям не имеют к ним никакого отношения; вторая — их претензии тоже не о вас. Часто люди пытаются применить к человеку набор своих фильтров («Мы ожидали, что ты…») и очень удивляются, когда что-то не совпадает с их ожиданиями. Так рождается претензия. Речь, конечно, не о нарушении договоренностей, хотя в любом конфликте всегда есть конфликт ценностей. Поэтому важно претензии других людей исследовать: «А что не так?..»

Базовая гипотеза Теории поколений — это ответ на вопрос, как возникают поколенческие ценности. Таких источников несколько, основные из них — крупные мировые (или в масштабах страны) события, например запуск спутника и полет Гагарина в космос; коммуникационные сообщения (яркий пример здесь — плакаты с определенным визуальным и текстовым сообщением); еще один значительный источник возникновения поколенческих ценностей — это дефицит, запрос на что-либо.

Для чего нужно знать ценности, и свои в том числе? Осознанный выбор выстраивать отношения с человеком заключается в том числе в том, что вы принимаете решение не «давить на его мозоли». В голове нужно держать чеклист: тут не давить, вот так не делать. На работе ровно то же самое.

Язык — одно из ярких проявлений ценностей. Люди привыкают выражаться определенным образом, не задумываясь о том, что другим может быть совершенно непонятно то, о чем они говорят, а потому стоит использовать некий поправочный коэффициент, ведь далеко не все имеют привычку и смелость переспрашивать. Кроме того, люди не замечают, что за одними и теми же словами могут подразумеваться совершенно разные вещи. Один из ярких примеров неоднозначного восприятия всем известного слова — это слово «сервис»: для кого-то оно является само собой разумеющимся, а кто-то в нем находит унизительные коннотации. Или часто мы говорим об ответственности, но ведь существует столько ее вариантов! Практически все люди являются таковыми, но в разной степени и с разными нюансами: кто-то очень трепетно относится к работе и таймингу, но плюет на здоровье, и наоборот.

Ценности выражаются в наших образах и представлениях. Сегодня работодателей волнует представление молодежи о том, что такое классная современная работа. Что сегодня модно или, иначе выражаясь, что продано? Это стартапы, предпринимательство, бизнес-инкубаторы и т. п. Даже если компания этим не обладает, необходимо продать свое, то есть суметь «завернуть» ваше предложение в нужный образ. И это целое мастерство.

Если ты правильно расшифровал образ человека, ты можешь правильно «упаковать» ему смысл. А «упаковывать» свои цели нужно всегда. К примеру, у компании есть прагматичная цель — в шесть раз увеличить грузоперевозки / продажи / объемы производства. Цель понятна, но теперь ее нужно подать так, чтобы люди увидели себя в этой цели. И это вызвало у них эмоции. Разным людям нужно сказать разное, показать по-разному и в разных местах это сделать: у лифта, на площади, в соцсетях.

Ценностные приоритеты влияют практически на все, в том числе на комплексные представления о том, что такое хорошая коммуникация и что такое хорошая команда, как нужно решать проблемы, на отношение к безопасности и на многое другое. Например, поколение Х плюет на безопасность, потому что привыкло жить в небезопасном мире, вспомните шифер, карбид, гудрон и все остальное. Миллениалы к безопасности относятся более уважительно, а поколение Z вообще будет ее фанатами: в мультфильмах, на которых они выросли, очень четко прослеживается: «Так нельзя».

Коммуникации в компании

В управлении есть наследие поколенческих образов. В мире, в котором мы живем, вырабатываются адекватные сценарии реагирования: если ты живешь в мире войны, то адекватный сценарий взаимодействия в нем называется приказ, а неадекватный — его неисполнение. В мире выживания адекватное реагирование — жертвование.

Сегодня мы живем в мире условного благоденствия, в котором нужно уметь договариваться, а значит, правила долженствования, приказа и жертвования не очень уместны.

При этом во многих компаниях правила управления наследуются «из мира войны и выживания», но молодежь такое не воспринимает: не встретив адекватность окружающего мира, она просто уйдет.

Евгений Никонов
руководитель проекта "RuGenerations - российская школа Теории поколений"

ЛЮДИ НЕ ПОНИМАЮТ, ЧТО УБРАТЬ ЧАСТЬ СВОИХ ФИЛЬТРОВ В ОТНОШЕНИИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ ОЗНАЧАЕТ БЕРЕЧЬ СВОИ НЕРВЫ, НО НЕТ, ОНИ «БЕГАЮТ СО СВОЕЙ ЛИНЕЙКОЙ» И ПРОВЕРЯЮТ, КАК ДРУГИЕ В НИХ «ВПИСЫВАЮТСЯ», А ЕСЛИ НЕТ — ПРЕДЪЯВЛЯЮТ ПРЕТЕНЗИИ

МНОГИЕ ОШИБОЧНО ДУМАЮТ О НЫНЕШНИХ ПОКОЛЕНИЯХ КАК О ЦИФРОВЫХ, НО НА САМОМ ДЕЛЕ ЦИФРА ДЛЯ НИХ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЦЕННОСТЬЮ — ЭТО ПРИВЫЧНАЯ СРЕДА, НЕ БОЛЕЕ

НЕ ТАК ДАВНО МЫ ОПУБЛИКОВАЛИ ИССЛЕДОВАНИЕ, В КОТОРОМ ВИДНО, ЧТО «ТИКТОК» — ЭТО НЕ ХАЙП, А ТРЕНД, ЗАКРЫВАЮЩИЙ ПОТРЕБНОСТИ ЦЕЛОГО ПОКОЛЕНИЯ: В НЕМ ЕСТЬ РАЗНООБРАЗИЕ, РАВЕНСТВО, БЫСТРАЯ РЕАКЦИЯ НА ПРОИСХОДЯЩЕЕ, НИЗКИЙ РИСК КРИТИКИ, ВОЗМОЖНОСТЬ КОМБИНИРОВАТЬ РАЗВИТИЕ И РАЗВЛЕЧЕНИЕ, ПРОСТОТА И ДОСТУПНОСТЬ