Поиск среди материалов журнала
Новости
Знания.Live
HR-Партнер
Выпуск №1(8) / 2023

Актуальное

Наталия Золотарева
Руководитель Института развития профессионального образования
Профессионалитет позволяет привлечь потенциального работодателя на всех этапах подготовки кадров и принципиально меняет подход к управлению колледжами — вместо регионального оно становится отраслевым

Высокая востребованность на рынке труда и вместе с этим недостаточный престиж профессий — всё это традиционные характеристики отрасли среднего профессионального образования (СПО). В 2022 году в России стартовал федеральный проект «Профессионалитет», способный в корне изменить текущую ситуацию. Об эволюции СПО — в интервью Наталии ЗОЛОТАРЕВОЙ, и.о. ректора Института развития профессионального образования, являющегося оператором проекта.

Новая кузница кадров

— В 2022 году в России стартовал федеральный проект «Профессионалитет». Наталия, расскажите о его содержании: каковы глобальные цели проекта и что он даст российской экономике?

— Профессионалитет — федеральный проект, цель которого — синхронизировать образовательный процесс в колледжах с запросом со стороны предприятий для системного развития российской экономики.

Принципиально меняется подход к управлению колледжами — вместо регионального оно становится отраслевым. Проект закрепляет связь «образовательное учреждение — работодатель», что позволяет привлечь потенциального работодателя на всех этапах под готовки кадров, реализовать практичный подход к получению профессии. Учащиеся отрабатывают навыки на современном технологичном оборудовании, точно таком же, как и на производстве. Им гарантировано трудоустройство, а это очень важная составляющая развития доверительных отношений между всеми участниками образовательного процесса. В итоге, когда выпускник приходит на производство, ему не нужна адаптация и время на знакомство с оборудованием, корпоративными ценностями организации, его не нужно переучивать.

Наша цель — к 2030 году запустить проект в каждом колледже нашей страны. В дальнейшем мы видим Профессионалитет в качестве нового уровня образования — наряду со специалитетом и бакалавриатом.

— О дефиците рабочих кадров известно давно, но в каких именно профессионалах нуждается сегодня рынок? Насколько это учитывалось при разработке проекта?

— Действительно, в определённых сферах производства полностью отсутствуют молодые специалисты. Дефицит молодых кадров — это комплексная проблема, но она решаема, тем более сейчас, когда рабочие специальности как никогда актуальны. Государство держит курс на импортозамещение, и Профессионалитет — его надёжный инструмент в этом вопросе. Это хорошо оснащённая кузница кадров.

Для того чтобы выбрать ключевые направления для запуска Профессионалитета, регионы анализировали рынок и вносили свои предложения. Далее наиболее актуальные и нужные направления определялись по результатам конкурсного отбора на получение субсидии из федерального бюджета. В 2022/23 учебном году в проект вошли восемь ключевых отраслей, в следующем году их количество возрастёт до 15 за счёт охвата новых отраслей.

Конечно, в проект входит блок программ подготовки по новым актуальным профессиям, например пилот квадрокоптера (БПЛА).

Система среднего профессионального образования оперативно и гибко перестраивается под новые запросы экономики, готовит востребованных специалистов именно под нужды отечественной промышленности.

В будущем в проект планируется включить отрасли реабилитационной индустрии, социальной сферы, туризма и сферы услуг, информационнокоммуникационных технологий, креативных индустрий. Основными заказчиками кадров в данных кластерах станут технопарки, в том числе представители малого и среднего предпринимательства, социальной сферы.

Бизнес и образование — партнёры

— В рамках реализации проекта колледжи переквалифицируются в образовательно-производственные центры — как это будет происходить? Насколько в этом процессе участвуют компании?

— Образовательно-производственный центр (кластер) проекта «Профессионалитет» — это площадка тесного взаимодействия техникумов и колледжей с предприятиями реального сектора экономики. Все колледжи и предприятия, входящие в кластер, подписывают партнёрское соглашение. Предприятие получает возможность участвовать в управлении образовательной организацией и реализации образовательных программ, в том числе согласовывать их содержание, утверждать инфраструктурные листы для закупки оборудования. Опытные работники предприятий становятся преподавателями и наставниками в колледжах. Уже сегодня партнёрами проекта стали такие крупнейшие компании страны, как «Российские железные дороги», Росатом, «Северсталь».

Пермский техникум промышленных и информационных технологий им. Б.Г. Изгагина
Пермский техникум промышленных и информационных технологий им. Б.Г. Изгагина

— Наталия, вы наверняка слышали о критиках проекта, считающих, что двух лет для получения качественного образования недостаточно. Как будет выстроено обучение в рамках Профессионалитета, чтобы уровень его выпускников не вызывал сомнений?

— В Профессионалитете срок получения профессии — два года, на отдельные специальности нужно учиться три года. Но это сокращение сроков связано не со снижением качества, а с изменением форматов и подходов к обучению.

Ключевой принцип Профессионалитета — интегративноколлаборативный подход, максимальное сближение с рабочими процессами и интеграция требований и производственных норм потенциальных работодателей. Образовательные, профессиональные и корпоративные стандарты компактно упакованы в одну образовательную программу. В итоге уровень выпускников не будет вызывать сомнений, так как они приходят к работодателю, который их знает и в равной степени ответственен за качество подготовки своих потенциальных кадров.

— Образование, учитывающее потребности работодателей, — об этом запросе бизнес говорит давно. Как изменится работа, а также знания, навыки и методики обучения педагогического состава учебных заведений, ставших участниками проекта?

— Для того чтобы запустить Профессионалитет, было «пересобрано» более 100 федеральных государственных образоМы вательных стандартов. Это свод требований, которым обязаны соответствовать программы подготовки. На их основе мы обновили 347 примерных основных образовательных программ для колледжей — участников проекта. В результате с 1 сентября 2022 года в рамках проекта по новым стандартам стартовало обучение по 37 профессиям и 66 специальностям.

Если говорить о связке «колледж — работодатель», то мы со своей стороны активно способствуем вовлечению предприятий в процесс подготовки рабочих кадров, разрабатываем и внедряем механизмы взаимодействия с индустриальными партнёрами с учётом отраслевой и региональной специфики.

Кроме того, производственные мастера, педагоги, управленческие команды регулярно проходят курсы профессиональной переподготовки по образовательным программам совместно с партнёрами проекта: президентской платформой «Россия — страна возможностей», детскими центрами «Артек» и «Смена». По результатам обучения был выявлен запрос на разработку корпоративного кадрового стандарта педагога образовательнопроизводственного центра (кластера), который бы закрепил теоретическую базу и практическую составляющую образовательного процесса.

Томский техникум железнодорожного транспорта
Томский техникум железнодорожного транспорта

Федеральная поддержка, обновлённая материально-техническая база, актуальные образовательные программы, взаимодействие с предприятиями — всё это положительно влияет на развитие самого колледжа.

— Как вы считаете, как реализация проекта повлияет на среднее профессиональное образование в России? Удастся ли повысить престиж и привлекательность рабочих специальностей?

— Более 60% выпускников девятых классов уже выбирают систему среднего профессионального образования. Наша задача — сделать этот выбор максимально продуктивным для карьерной траектории.

По результатам приёмной кампании 2022/23, самыми популярными специальностями стали «дизайн», «технология продуктов питания из растительного сырья», «коммерция», «реставрация». Если говорить про конкурсный отбор, то самые высокие результаты были выявлены в Санкт-Петербургском кластере лёгкой промышленности (шесть человек на место) и в Вологодском кластере машиностроения (три человека на место).

Верхнесалдинский авиаметаллургический колледж им. А.А. Евстигнеева
Верхнесалдинский авиаметаллургический колледж им. А.А. Евстигнеева

Студентов, несомненно, привлекает то, что они учатся в современных оборудованных аудиториях, регулярно посещают предприятия и участвуют в производственном процессе. По окончании обучения их ждёт максимально мягкий переход от студенчества к рабочей жизни, что позволит усилить позиции выпускников СПО на рынке труда. Всё это положительно влияет на статус СПО и получение рабочих специальностей.

Я уверена, что только сплочённое взаимодействие региональных органов власти, образовательных организаций, опорных предприятий и, конечно же, самих студентов станет гарантом успешной реализации нашего проекта.

Мы видим Профессионалитет в качестве нового уровня образования — наряду со специалитетом и бакалавриатом

Выпускник бесшовно приходит на производство, ему не нужна адаптация:он знает производство и понимает корпоративные ценности компании