Поиск среди материалов журнала
Новости
Знания.Live
HR-Партнер
Выпуск №1(10) / 2024

Лидерство

Молодёжное движение в РЖД
меняет географию, траектории и судьбы людей

Участие в молодёжном движении РЖД – что оно даёт для профессионального и карьерного роста? Какие знания, навыки и инструменты можно приобрести, став частью молодёжки? С этими вопросами мы обратились к тем, чей профессионально-карьерный трек в компании «РЖД» во многом сложился именно благодаря участию в молодёжном движении.

 

Е. Вейде.jpg

— Роль молодёжных проектов ОАО «РЖД» в становлении молодых руководителей трудно переоценить. Как участник одного из первых слётов молодёжи компании отмечу, что именно это мероприятие дало мне мотивацию для карьерного роста. Желание работать и добиваться результатов не осталось незамеченным, в результате доверие руководства Западно-Сибирской железной дороги позволило мне уже в молодом возрасте занять ответственную должность начальника станции Междуреченск, набраться бесценного опыта и получить импульс к дальнейшему профессиональному росту.

В своей повседневной работе, в рамках встреч с коллективами, посещения рабочих мест я всегда нахожу время для общения с молодыми сотрудниками. Во время таких встреч ребята могут задать мне любой вопрос. Волнует их многое: от вопросов повышения эффективности работы своих подразделений до создания молодёжных пространств и волонтёрской деятельности.

Кроме того, всегда стараюсь принимать участие в федеральных проектах, рассказываю о нашей компании потенциальным работникам, молодым и целеустремлённым.

К слову, в 2023 году мы учредили знак «Будущее Дальневосточной магистрали», и самые инициативные молодые работники впервые были отмечены этой наградой.

Уверен, что современный взгляд, смелость в принимаемых решениях и активное участие в инновационных проектах помогут сделать нашу железную дорогу самой лучшей! Компания ОАО «РЖД» – перспективное место работы с выстроенной системой социальных лифтов. У нас замечательная молодёжь, наша достойная смена!


Е. Грабарец.jpg

— Я стал руководителем в 27 лет. Конечно, возраст юный, а между тем нужно было и коллективом руководить, внутри которого были люди старше меня, иметь авторитет среди таких же руководителей, как и я сам, и не ударить в грязь лицом перед начальством. И здесь именно участие в молодёжной политике, семинары, тренинги и обучение в целом помогли обрести знания, опыт и уверенность.

У меня есть такое правило: научился сам – научи других. Всё то, чему меня обучают, по возвращению на своё рабочее место я начинаю применять, при этом обязательно делюсь знаниями с коллегами, рассказываю не только о сути обучения, но и о том, как всё было, чтобы наши молодые работники через меня понимали, насколько это масштабно, интересно и необходимо в работе.

Можно быть максимально умным, знать всю нормативную базу и работать без ошибок, но оставаться на одном месте, не расти и не развиваться. Далеко не во всех компаниях уделяется такое внимание молодым работникам, как у нас, и этим нужно пользоваться, я бы даже сказал, быть в социуме: участвовать в молодёжке, стремиться к обучению и развитию, вовлекаться в волонтёрские проекты.


Д. Меркулов.jpg

— Будучи участником «Команды 2030», я попал в интенсивные программы подготовки и обучения. На тот момент это было необходимо, потому что как выпускник университета я понимал, что у меня есть набор инженерных знаний, но управленческих мне не хватает.

Кроме того, молодёжка — это всегда новые контакты, дружеские и профессиональные связи. Всё, что было наработано тогда, сегодня помогает решать многие производственные задачи: ты всегда можешь позвонить и оперативно всё обсудить. Это снимает бюрократические барьеры, отчасти снижает иерархические ограничения и помогает быть более эффективным.

Третий и очень важный момент — это те посылы и установки, которые мы получали от первых лиц компании, приезжавших на встречи с нами. Нас учили анализировать, задавать вопросы, участвовать в дискуссиях. Несмотря на то, что ты, по сути, находился на низовой позиции, тебя «выдёргивали» и говорили: смотри, наша компания огромная, масштаб страновой и международный – тебе нужно понимать это. И это очень важно, когда тебе одновременно показывают масштабы и вместе с этим уровень задач и забот руководителей. Вообще, я уверен, что занятие молодёжной политикой — это крутейший управленческий тренажёр, когда у тебя есть право на ошибку.

Сегодня, работая с молодёжью, я это делаю по-честному. Это очень важно, потому что у молодёжи всегда выше запрос на социальную справедливость, на честность, а у нынешнего поколения молодых людей он максимально остро стоит, а потому никакого панибратства, только качество и требовательность, как к самому себе.

Нужно всегда помнить, что, если ты не будешь включаться в инициативы один-два-три раза — не стоит ждать отдачи в будущем, тебе ровно этой монетой и отплатят. И ещё: если я в чём-то отказываю, я обязательно объясню почему, чтобы не потерять звёздочек.


Е. Поспелов.jpg

— Могу так сказать: если бы я не был активно вовлечён в молодёжную деятельность, я бы, наверное, не находился здесь. По базовому образованию я энергетик и начал свою профессиональную деятельность именно в этой сфере, но сразу включился в молодёжку. Неожиданно руководство предложило перейти в блок управления персоналом, хотя на тот момент я уже был заместителем начальника дистанции по энергетике и тяговым подстанциям.

Ещё одно судьбоносное событие для меня – участие в конкурсе «Новое звено». Мы с командой разработали проект, получивший в итоге пятое место. Благодаря ему меня заметили в том числе на Свердловской дороге, от которой пришло приглашение занять должность выше текущей. Если бы не молодёжка, этого бы не произошло.

При этом всегда нужно помнить, что продвижение невозможно благодаря чему-то одному, а руководителю никогда не добиться результатов без команды единомышленников.

Есть такие известные слова: среда формирует сознание. Однако я уверен, если мы хотим измениться, нужно смотреть не только на ближайшее окружение, но и на то, каким должен быть руководитель в перспективе 5-10 лет.

Я не только работаю с молодёжью, я очень много встречаюсь с ней, разговариваю.

Чтобы добиться высокой должности, нужно много над собой работать, нужно делать больше, чем от тебя ждут.


И. Шелудкова.jpg

— Я принимала участие в нескольких Слётах молодежи ОАО «РЖД», а также в интересном проекте компании – «Лидеры перемен». Организаторы проекта подготовили для нас очень полезную и разноплановую программу обучения. Полученные знания продолжаю активно применять в своей работе.

За время обучения у нас сложилась настоящая команда из железнодорожников разных профессий, регионов нашей большой страны. И мы продолжаем с коллегами оставаться на связи, иногда советуемся друг с другом. Также важно, что все программы, идеи, которые мы разрабатывали проектной командой, удалось воплотить в жизнь.

Очень полезным было для меня и взаимодействие с наставником. Я гуманитарий, по специальности – журналист со знанием английского языка, а моим наставником на проекте «Лидеры перемен» был Олег Сергеевич Валинский, на тот момент – заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник дирекции тяги. Это было своеобразным профессиональным вызовом для меня – найти какие-то общие задачи, быть полезной наставнику, потому что больше всего я боялась отнять у него время. По предложению Олега Сергеевича мне удалось вместе с командой организаторов из дирекции тяги поучаствовать в работе над программой выставки в Щербинке. И этот опыт был крайне интересен и полезен, пригодился в последующем при организации международного форума «Транспорт Сибири» в Новосибирске.

Спасибо руководству компании, социально-кадрового блока и всем, кто вкладывает свои силы в развитие и поддержку молодёжи!


С. Ахмадеев.jpg

— Участие в молодёжной политике дало понимание, какие люди приходят в компанию. Мне было важно понять, кто придёт завтра, понять именно в неформальной обстановке: что ими движет, чего они хотят, кем они себя видят дальше. Сегодняшняя молодёжь готова браться за разные дела, менять профессии: сегодня он движенец, завтра – путеец, а послезавтра уходит в дирекцию тяги. Для них сегодня Калининград, а завтра Дальний Восток – это нормально. Одним словом, это поколение людей, которое готово меняться и двигаться, и себя я отношу к ним, хотя пришёл в компанию 15 лет назад: Калининград – это уже четвёртый город в моей карьере.

Многие качества – умение договариваться, работать в команде – присущи руководителям, но молодёжка позволяет отточить их. Что точно даёт именно участие в молодёжном движении, так это связи, нетворкинг, благодаря которому я могу, например, развивать и своих сотрудников – своего ведущего инженера я отправил заместителем коллеге по молодёжке, а это его рост и развитие. В общем-то, половина моего личного резерва сегодня состоит из тех, кто вместе со мной участвует в молодёжной политике.

Развивать себя, развивать коллег – это самое важное, ведь наш главный капитал – люди.


С. Сугак.jpg

— Для моего профессионального и карьерного развития участие в молодёжных проектах компании дало очень многое. Начать хотя бы с того, что я сменил направление работы внутри РЖД: был в ИТ, а стал профессионально заниматься молодёжной политикой, потом уже полностью ушёл в HR.

Что даёт молодёжка? Безусловно, это ещё большая открытость новому. Именно здесь ты учишься максимально широко смотреть по сторонам, вовне, видеть новые возможности. Также – управление собой и саморазвитие, необходимость осмыслять то, что ты делаешь. Это тоже было в моём активе, но структурировалось и вошло в постоянную практику именно благодаря молодёжке.

Не менее важны и прикладные вещи – публичные выступления, умение общаться с руководителями, кратко излагать свои мысли. Плюс, возможно, это самое главное – новые контакты и коммуникации с единомышленниками, которые становятся друзьями.

Сегодня на своём примере я могу показывать, что в РЖД можно расти и развиваться, для этого есть все возможности, если есть желание.


Г. Козырь.jpg

— Подчас жизненные траектории складываются так, что, готовясь к чему-то одному, оно в итоге даёт толчок совсем другому. За свой профессиональный путь встретил большое количество подтверждений этому. У меня есть опыт работы в производственной деятельности, международных проектах, в молодёжной политике и внутренних коммуникациях, при этом когда я только пришёл после вуза с дипломом инженера-механика, мне сказали: слесарем пойдёшь? Для меня это был вызов: я выпускник с красным диплом – и слесарь?! Однако именно такая траектория позволила мне закончить магистратуру и параллельно учиться в аспирантуре.

И сегодня, занимаясь в том числе развитием молодёжи, мы продолжаем транслировать одно: не нужно бояться пройти все ступени, наоборот, к этому нужно стремиться, набрать достаточно знаний, чтобы на руководящих должностях принимать правильные решения.

Вообще, нам всем, и особенно молодёжи, стремящейся сегодня к 35 годам пройти всю карьерную лестницу, нужно понимать, что линейный уровень руководителей – это тот мощный остов, на котором держится очень многое.

Хотел бы отдельно сфокусировать внимание на том, что сегодня инженер стал звучать как клерк. И это абсолютно несправедливо: во все времена инженер был самым грамотным специалистом, «двигающим» технику и технологии вперед. Наша важнейшая задача – сделать так, чтобы позиция «инженер» звучала совершенно иначе, вернуть ей ценность. И сделать это не просто различными PR-акциями, а делом.

Молодым ребятам нужно честно себе ответить на один вопрос – чего вы хотите? Самореализации? Успеха? Новых возможностей для изменения системы или для себя лично? Вы хотите служить или хотите получать дополнительные блага от статуса? Или всё это, объединённое в одно, станут вашей основной целью?

Я ещё от деда помню: железная дорога – это служение. И служить, скорее всего, придётся интенсивно, при необходимости круглосуточно, причём именно служение своему делу и есть лучшая траектория, чтобы подняться наверх.