Поиск среди материалов журнала
Новости
Знания.Live
HR-Партнер
Выпуск №2(5) / 2020

HR-проекты компании "РЖД"

Александр Збарский
Заместитель начальника Департамента управления персоналом ОАО "РЖД"
Бизнесу и отраслевому образованию необходимо работать в единой системе координат, уверены в ОАО «РЖД». Для этого была разработана и принята программа взаимодействия компании с университетскими комплексами железнодорожного транспорта, рассчитанная до 2025 года. О развитии вузовской экосистемы в целом и о том, какую роль в этом процессе играет Корпоративный университет РЖД, – в нашей статье.

Девять отраслевых вузов, в которых обучаются более 31 тыс. человек, – такова уникальная университетская экосистема железнодорожного транспорта России. Поддержка и точечное взаимодействие между вузами и ОАО «РЖД» были всегда, но время требует иного подхода, более системного и целостного. «Мы стоим на пороге новой эры, – уверен заместитель начальника Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Александр Збарский. – Если проводить аналогии с PR и GR, то сейчас мы создаем то, что можно назвать UR (University Relations): бизнес взаимодействует с вузовской экосистемой. И для нас здесь важна позиция не потребителя, а партнeра, с четкими и понятными правилами игры с обеих сторон».

Программа взаимодействия компании с университетскими комплексами железнодорожного транспорта разрабатывалась не просто в кулуарах компании, а в постоянном контакте с вузами – запрос на работу в одной парадигме шел и от вузовского сообщества. «Это не только документ, но и система координат, дорога с двусторонним движением, где четко прописано, что делает ОАО «РЖД», что делает вуз, – продолжает Александр Збарский. – Я считаю, наша программа – инструмент преодоления некоего управленческого разрыва».

Схожего мнения придерживается и первый проректор Российского университета транспорта (РУТ) Владимир Тимонин, отмечая, что благодаря программе вузы обратили внимание на так называемые западающие направления развития. «Ранее не существовало четко структурированного документа, регламентирующего функционирование отраслевых вузов и объединяющего ключевые направления их развития, – говорит Владимир Тимонин. – Программа внесла существенные изменения в общее представление о логике выстраивания процессов продвижения каждого вуза, а также их системного взаимодействия. Такой подход обеспечивает слаженную работу и синхронное исполнение актуальных задач, стоящих перед образовательными организациями».

Восемь разделов и 69 мероприятий с обозначенными ресурсами, сроками исполнения и ответственными лицами – так на сегодняшний день выглядит программа; на базе РУТ создан центр для ее администрирования (оперативная коммуникация с вузами, методологическое сопровождение и т. д.). Развитие вузовской экосистемы будет происходить на всех уровнях функционирования университетов, а потому разделы программы включают самые разные сферы и направления – от обеспечения потребности компании в квалифицированных специалистах и совершенствования образовательного процесса до развития инфраструктуры, формирования HR‑бренда компании и продвижения на международной арене. Формирование HR‑бренда компании – самый обширный пункт программы, так как сегодня важно дать молодежи максимально полное представление о железнодорожной отрасли, о направлениях развития компании, вовлечь ее в развивающие и мотивационные программы. Как отмечают эксперты, подобной программы нет ни в одной другой отрасли, впервые у бизнеса и образования появился четко разработанный механизм взаимодействия.

Первые шаги в реализации программы уже сделаны, и одним из самых важных, по мнению Александра Збарского, стала разработка организационно-­правового механизма закупки и передачи оборудования в вузы. Развитие университетской инфраструктуры, по его словам, является ядром программы: на эту цель до 2025 года будет направлен основной поток финансирования.

«Взаимодействие компании с вузами позволяет нам обеспечить кадровую потребность компании: технологии требуют людей, – продолжает Александр Збарский. – Кроме того, благодаря программе мы создаем инфраструктуру возможностей, а значит, это способ самореализации для тех молодых людей, кто осознанно выбирает железнодорожный транспорт».

В то же время в Департаменте управления персоналом ОАО «РЖД» понимают, что система образования достаточно консервативна, а значит, это не история быстрого успеха: от разработки ­какой-либо программы до ее полной реализации проходит достаточно много времени, и эффект получается отложенный. Впрочем, показатель KPI никто не отменял: ежегодно вузы должны готовить для отрасли несколько тысяч выпускников, соответствующих корпоративным и профессиональным компетенциям компании.

По мнению экспертов, этот показатель более чем достижим. «Программа способствует повышению престижа отраслевых вузов, делая образование более конкурентоспособным, – резюмирует Владимир Тимонин, – причем как на внутреннем, так и на международном рынке образовательных услуг».

Развитие вузовской экосистемы через «Образовательную франшизу»

Один из ключевых разделов программы, посвященный развитию преподавателей и управленческих работников, повышению научного потенциала вузов, реализуется в том числе в рамках проекта Корпоративного университета РЖД «Образовательная франшиза». Проект стартовал в 2018 году, для чего команда методистов и бизнес-­тренеров университета провела отбор, обучение и сертификацию преподавателей Дальневосточного, Иркутского, Сибирского и Уральского университетов путей сообщения (в 2019 году к ним присоединились еще два вуза: в Самаре и Ростове-на-­Дону).

Сегодня обучение по программам «Основы управления компетенциями» и «Основы бережливого производства», являющимся своего рода обязательным управленческим минимумом для руководителей всех уровней РЖД, проходят железнодорожники 12 региональных филиалов, а также монгольские коллеги из АО «Улан-­Баторская железная дорога».

«Наш проект стал решением задачи социально-­кадрового блока компании по системному развитию руководителей линейного уровня, – говорит заместитель директора по научно-методической работе Корпоративного университета РЖД Андрей Шобанов. – Эти руководители – важнейшее звено управленческой системы на местах, а потому развитие их операционной эффективности и управленческих компетенций – одна из наших ключевых задач».

Проект «Образовательная франшиза» одновременно решает несколько задач: реализуя развитие руководителей, он совершенствует образовательную экосистему вузов железнодорожного транспорта и в то же время экономит ресурсы холдинга «РЖД» на развитие персонала при сохранении качества обучения. Ректор Сибирского университета путей сообщения Алексей Манаков также отмечает эти плюсы, добавляя к этому не менее важный аспект – владение преподавателями железнодорожных вузов отраслевой спецификой: терминологией, статистическими данными, знаниями структуры линейных предприятий.

«Для СГУПС важен тот факт, что для реализации программы «Основы управления компетенциями» привлечены ведущие преподаватели технических и гуманитарных факультетов, – продолжает Алексей Манаков, – которые, пополняя свой тренерский опыт технологиями Корпоративного университета РЖД, затем используют его в основном образовательном процессе, а значит, более качественно обучают студентов».

Если говорить о качестве обучения, то здесь на первый план при прочих необходимых условиях выходят уровень и компетентность преподавателей, которые обучают по программам Корпоративного университета РЖД, а потому их отбору уделяется особенное внимание. Работа начинается с анализа резюме, онлайн-­собеседования и оценки видео­фрагментов проведения обучения по специализации преподавателя. «Решение по каждому преподавателю принимается экспертной комиссией Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» и Корпоративного университета, – продолжает Андрей Шобанов. – Такой подход позволяет привлечь к участию в проекте лучших преподавателей отраслевой высшей школы, специа­лизирующихся на развитии менеджерских компетенций».

Следующий этап – прокачка тренерских компетенций и погружение в контент передаваемых по франшизе программ. Преподаватели проходят обучение по программе «Тренинг для тренеров» и в роли слушателей осваивают программы, в которых им предстоит быть менторами. «Это позволяет пережить опыт слушателей, – поясняет Андрей Шобанов, – сформировать единый понятийный аппарат и информационное поле для глубинного понимания разработанного Корпоративным университетом контента».

Мониторинг качества обучения, оценка обратной связи от слушателей и преподавателей также остаются за Корпоративным университетом, при этом непосредственное проведение обучения организуется в постоянном контакте с Департаментом управления персоналом ОАО «РЖД».

«Отработанная технология франшизы позволяет тиражировать ее как на новых партнеров, так и с точки зрения расширения портфеля программ, – резюмирует Андрей Шобанов, – внося свой вклад в формирование высокоэффективной образовательной экосистемы железнодорожной отрасли».

57 преподавателей железнодорожных вузов сертифицированы для работы в проекте «Образовательная франшиза» Корпоративного университета РЖД

5478 руководителей ОАО «РЖД» прошли обучение в 2018–2019 годах по программам франшизы. К концу 2020 года эта цифра превысит 7000