Десять лет назад образовательная система Корпоративного университета РЖД началась с классического учебного портала для прохождения электронных курсов. За это время технологии, в том числе образовательные, шагнули далеко вперёд, а вместе с ними эволюционировала система дистанционного обучения университета. События 2020 года обозначили востребованность решений, которые создавались и совершенствовались годами. О том, какими сегодня образовательными возможностями обладает университет, рассказывает начальник Центра информационных технологий Корпоративного университета РЖД Евгения Ерофеева.
Развитие образовательной системы университета происходило с учётом потребностей заказчиков и слушателей, вызовов и трендов на рынке корпоративного образования, а также в ответ на необходимость повышать эффективность деятельности. Идеология развития образовательной среды университета состоит в создании новых возможностей для бизнеса, слушателей и самих сотрудников университета.
Так, одним из способов достичь учебные цели является включение в программу преворков ((от англ. pre-work — «предварительная работа») — материал, который необходимо изучить перед очным обучением, чтобы погрузиться в тематику.) и межмодульного обучения. Электронные курсы и практические задания, размещённые на учебном портале, подготавливают слушателя к очному обучению или помогают закрепить пройденный материал.
Также самостоятельное обучение возможно не только по заданной траектории в соответствии с образовательной программой. Важно предоставить слушателю возможность формировать собственный план развития с учётом целей подразделения, рекомендаций руководителя, результатов оценки компетенций или личных потребностей. Для этого на учебном портале университета был разработан Индивидуальный план развития (ИПР). Это система, которая позволяет слушателю запланировать мероприятия для улучшения своей деятельности и достижения поставленных целей. В начале 2020 года мы доработали этот инструмент, чтобы слушатели могли оперативно освоить технологию работы и самостоятельно создать качественный ИПР.
Мы не только обновляем имеющиеся у нас программы и курсы, но и вводим новые форматы. Так, в 2019 году появился онлайн-тренинг, в рамках которого очные активности проводятся в дистанционном формате. Мы проводили такое обучение в виде открытых бесплатных занятий на актуальные темы: работа с возражениями, заполнение индивидуального плана развития. Участники выполняют задания в группах, генерируют идеи и систематизируют их с участием преподавателя, тренируют диалоги — всё как в аудитории, но только виртуальной. Все привыкли к вебинарам, подразумевающим минимум взаимодействия в группе, — здесь же некогда скучать, требуется полная включённость. Мы непременно будем развивать данный формат, учитывая все отзывы слушателей.
Важным образовательным ресурсом является Мобильная библиотека университета, которая появилась относительно недавно, в 2018 году. Сначала доступ к библиотеке предоставлялся слушателям университета, а с 2019 года читать электронные книги могут все работники холдинга «РЖД». Библиотека постоянно пополняется — 10–15 новинок каждый месяц. Кроме того, с прошлого года в ней можно найти видеолекции и небольшие электронные курсы на актуальные темы.
Не будет преувеличением сказать, что мобильные приложения стали уже классической технологией. Именно поэтому мы решили использовать готовое решение на рынке мобильных приложений для обучения. Мобильное приложение — это особая среда коммуникации. Благодаря простоте и удобству, схожести с социальными сетями удаётся в понятной форме предоставлять слушателям информацию, необходимую для обучения, а также получать от них обратную связь. Важно то, что для управления контентом не требуется сложного обучения и особой технической поддержки.
Отдельно стоит сказать о разработке электронных курсов. Это важное направление деятельности университета, ведь электронное обучение — это возможность учиться где угодно и когда угодно. Приступая к разработке электронного курса, мы узнаём, какие цели должны достигаться в результате обучения. Кроме того, важно учить интересно, убедить в том, что новые знания и навыки необходимы слушателю. В электронном обучении нет преподавателя, который может улавливать настроение аудитории и управлять динамикой. Слушатель остаётся один на один с ноутбуком, как правило, поздно вечером, когда меньше всего хочется что-то учить. Чтобы повысить мотивацию и вызвать интерес, мы стараемся использовать все доступные приёмы: тщательно формируем контент и оставляем только самое ценное; используем иллюстрации, видеоролики и схемы, которые помогают усваивать блоки информации; включаем диалоговые тренажёры и различные упражнения на самопроверку; даём пользователю саммари ((от англ. summary — «краткое резюме») — краткий пересказ основных идей, уход от слишком узких подробностей.) курса и памятки, которые можно сохранить для себя, чтобы позже вернуться к самым ценным мыслям.
Это важная и интересная задача — уметь объяснить в удалённом формате, когда у слушателя нет возможности задать уточняющий вопрос.
Образовательные технологии должны быть не только привлекательны для слушателя, но и удобны для тех, кто их администрирует. Мы должны контролировать посещаемость, оповещать о назначенном обучении, оценивать успеваемость, хранить рейтинг слушателя (если он используется в программе). Все эти операции затруднительно выполнять в отрыве от используемой технологии, поэтому они изначально встроены в систему. Также важно, что вся информация об обучении сохраняется в электронном виде и доступна в любой момент. А это источник аналитики для совершенствования программ, методов обучения и, собственно, образовательных технологий.
Мы верим, что технологии делают нашу жизнь лучше, по крайней мере, интереснее и удобнее. А новые знания позволяют нам меняться и открывать большие возможности для успешной и эффективной деятельности. Несмотря на накопленный опыт, мы понимаем, что развитие образовательных технологий — это ещё длинная дистанция, и мы, безусловно, продолжим свой путь.
Библиотека Корпоративного университета РЖД постоянно пополняется: 10-15 новинок каждый месяц
Образовательные технологии должны быть не только привлекательны для слушателя, но и удобны для тех, кто их администрирует