Корпоративный университет РЖД, отмечающий 10-летие в этом году, рассматривается ОАО «РЖД» как ключевой инструмент развития человеческого капитала компании. Это можно проследить через совокупность стратегических ориентиров университета, среди которых особое место занимает видение, утверждённое руководством: «Быть ключевой движущей силой стратегического развития холдинга «РЖД» и транспортной отрасли, создавая синергии для всех стейкхолдеров: отрасли, людей и общества, способствуя росту национальной экономики».
Корпоративные университеты, сформировавшиеся экспериментальным путём, многие теории помещают в область управления человеческими ресурсами и в своём большинстве — в часть, связанную с реализацией обучения. Тем не менее наблюдение за мировыми практиками с начала 1990-х годов показывает, что это не в полной мере отражает суть корпоративных университетов. Обучение как задача нацелено на отдельные личности, развитие их профессионализма и карьерных возможностей. Это, несомненно, важный социальный инструмент, и компании должны всецело развивать его, что в большей степени соответствует функции центров обучения, а не корпоративных университетов.
Настоящие корпоративные университеты имеют совершенно другое стратегическое значение. Их ключевая роль заключается в следующем:
- анализировать и поддерживать реализацию бизнес-стратегии компании во всех сферах (кадровой, экономической, финансовой, технологической, коммуникационной, социальной, экологической и других) через корпоративное обучение и развитие;
- в рамках образовательных проектов прививать корпоративную культуру и ценности бренда внутренним стейкхолдерам компании и транслировать внешним.
Корпоративный университет — это не просто место для получения знаний и обмена ими. Это уникальное пространство, где можно обучаться, размышлять, созидать, экспериментировать, практиковаться, воодушевлять коллективный разум. Это площадки для общения и дебатов, полигоны для отработки прикладных знаний и прикладных стратегий. Это структура, отчитывающаяся топ-менеджменту компаний, представители которого обычно регулярно участвуют в её деятельности и образовательных мероприятиях.
Важность различия между центром обучения и корпоративным университетом лежит в основе методики сертификации корпоративных университетов GlobalCCU на основе тех запросов, которые я получала от экспертов о необходимости формализовать это явление и структурировать его. Помимо семантики методика требовала формирования общей системы координат, которая позволяла бы компаниям эффективно выстраивать корпоративные университеты и видеть их силу, брать лучшее из практик коллег, изобретать новые образовательные технологии, повышать общую продуктивность и транслировать ценности, которые они создают для людей, бизнеса и общества в целом.
Таким образом, можно рассматривать Сертификацию GlobalCCU как путь к совершенству для корпоративных университетов. Это высокое признание надёжности, уровня зрелости, эффективности и мастерства корпоративного университета.
Сертификация GlobalCCU — это экзамен, к которому команды корпоративных университетов должны приготовиться, анализируя все сферы организации работы для соответствия требованиям. Сертификация основана на принципе непрерывного улучшения в сложных и неопределённых условиях, что требует реализации стратегических и операционных планов.
Успешное прохождение сертификации GlobalCСU Корпоративным университетом РЖД, ноябрь 2019 года
Кроме того, эта сертификация является коммуникационным событием, цель которого — долгосрочный результат глобального масштаба для бренда корпоративного университета и для бренда компании.
Работа с командой Корпоративного университета РЖД всегда чрезвычайно приятна для меня. Их прагматизм, стойкое желание добиться мастерства, смелость, разумность, потрясающее отношение к времени и пространству являются, в моём понимании, выдающимися качествами. Эти качества Корпоративного университета РЖД я также встречала в других российских корпоративных университетах, с которыми мне удалось посотрудничать. Их команды, безусловно, вносят вклад в конкурентоспособность и эффективность своих компаний.
В России, возможно, в большей степени, чем где-либо ещё, на уровне компаний и на уровне руководства страны осознали, что корпоративные университеты — структуры, которые нужно развивать и продвигать; что это важный инструмент «мягкой силы», на который стоит полагаться всё больше и больше. Несомненно, корпоративные университеты могут внести свой вклад в развитие России, социальную интеграцию российских граждан, высокий уровень конкурентоспособности российской экономики и международного влияния. Всё это вместе с высоким операционным прагматизмом окажется очень ценным во время беспрецедентного экономического и социального кризиса, который переживает мир в 2020 году.
Корпоративный университет — это не просто место для получения знаний и обмена ими. Это уникальное пространство