Баланс – дело практики

Выпуск №2(5) / 2020

Сегодня эмоциональный интеллект – одно из ключевых направлений в корпоративном обучении крупнейших компаний. Среди слушателей курсов – и рядовые специалисты, и руководители среднего звена, и топ-менеджеры. Компании, вкладывая ресурсы в развитие эмоционального интеллекта работников, рассчитывают получить более эффективную корпоративную культуру и дополнительные возможности для мотивации персонала, что в конечном счете должно повысить производительность труда. Но при этом и сами работники имеют веские причины для того, чтобы развивать свою эмоциональную компетентность. Для одних это вопрос самосовершенствования, для других – способ справиться со стрессом, для третьих – возможность повысить профессиональную эффективность.

Главное – душевное здоровье

Мы проводим на работе как минимум восемь часов в день, а это треть жизни. На нашем эмоциональном состоянии сказываются корпоративная среда, атмосфера в коллективе или стрессовые ситуации, без которых трудно представить рабочий процесс. Но насколько быстро каждый из нас способен выйти из рабочего состояния и переключиться в «домашний режим»? Если этого навыка нет, мы рис­куем испортить отношения с близкими и жить в постоянном стрессе.

Ирина Шиянова, бизнес-тренер, специалист по развитию корпоративной культуры: «Проблема в том, что эмоции – это не деловой костюм или спецодежда, которые легко снять, придя домой. Мы можем непроизвольно совершать эмоциональные переносы, срывать напряжение и рабочие настроения на домашних. В более долгой перспективе стрессовые ситуации будут сбивать наши тонкие личностные настройки и деформировать реакции. У человека теряется эмоциональная чувствительность, ведь он все время должен, что называется, держать удар. Многие это ощущают и стараются найти баланс между работой и личной жизнью».

Забота о своей команде как управленческий вызов

У каждой компании своя корпоративная культура и, соответственно, своя эмоцио­нальная доминанта. В одних компаниях акцент делается на контроле, в других – на правилах, кто-то делает ставку на результативность или лидерство. Внимательный руководитель понимает, что далеко не всегда общекорпоративный эмоциональный фон является оптимальным для решения профессиональных задач у того или иного работника. Однако в силах каждого управленца создать максимально комфортные и человечные условия в рамках своего подразделения. Главное – осознать личную ответственность за себя, за свою команду и за своих подчиненных, не списывая все на «систему».

Ирина Шиянова, бизнес-тренер, специалист по развитию корпоративной культуры: «Не стоит ждать, пока культура компании изменится: эти перемены идут долго, особенно в больших организациях. Прагматичнее начать со своего окружения и выстраивать в своем родном подразделении отношения между людьми, за которые вам не будет стыдно».

Вызовы рабочей среды

Наше эмоциональное состояние на работе – это всегда производное от атмосферы в подразделении и личной энергетики. Каждый по своему опыту знает, что рабочая среда может подарить как поддержку, так и спровоцировать интенсивную и трудноуправляемую эмоциональную реакцию, которая может надолго выбить из рабочего настроения.

Люся Карклэ, управляющий компании «Тренинг-­Бутик», бизнес-тренер, коуч: «Поведение внутри критической ситуации у всех разное, эмоциональные реакции у всех индивидуальны: это может быть и раздражение, и повышение голоса, и страх, и молчание… Но это всегда неконструктивное поведение. Оглядываясь назад, человек, как правило, признается себе, что вел себя не так, как хотел, чтобы достичь своей цели (например, молчал, когда нужно было говорить, или кричал, когда нужно было объяснить)».

Эмоциональная компетентность

С точки зрения эволюции эмоции являются частью сложного механизма выживания. Когда-то именно эмоции побуждали живое существо к действию: обойти стороной, вступить в схватку или убежать. И от скорости реакции зависела жизнь.

Благодаря эволюции эмоциональная реакция у человека проявляется раньше, чем мысль. И в этих эмоциях отражается наше субъективное, оценочное отношение к обстоятельствам, в которых мы оказались или можем оказаться. Это относится к любым ситуациям, в том числе и рабочим. Что бы ни случилось на работе, мы сразу же понимаем, хорошо нам или плохо, мы рады, раздражены или разгневаны, нам приятно находиться в обществе с коллегами или нет… Но далеко не всегда нужно идти за своей непосредственной реакцией. Об эмоциональной компетенции говорят в том случае, если человек видит, как зарождается его эмоция и что стало ее причиной, если он понимает, что чувствует, если это негативная эмоция (гнев, раздражение, замыкание в себе и т. д.), имеет силы выйти из-под ее власти, чтобы действовать осознанно и конструктивно.

Основная сложность состоит в том, что все эмоциональные реакции развиваются автоматически. Психологи говорят, что эмоциональные привычки работают как бюрократия, ведь они формируются годами и мы зачастую просто не замечаем, как нас начинает затягивать то или иное деструктивное чувство. Тем не менее, как показывает практика, человек может перестроить конфигурацию своих нейронных связей и выработать новые эмоциональные привычки.

Александр Сташенко, коуч, тренер: «В западных странах сложился определенный стандарт в практиках развития эмоционального интеллекта. За двухдневный тренинг добиться устойчивых изменений в своих эмоциональных реакциях невозможно. Обычно упражнения рассчитаны на 30 часов самостоятельной работы; если заниматься по полчаса в день – это два месяца работы. Этого времени достаточно, чтобы большинство людей научилось управлять своими эмоциями».

Главное – подойти осознанно

Стресс – это системная реакция организма, которая протекает и на уровне сознания, и на уровне тела. Значит, практики управления стрессом должны включать в себя работу как с мышлением и эмоциями, так и с телом (гимнас­тика, физические упражнения, дыхание). Важно помнить одно: техники развития эмоционального интеллекта станут действенными только в том случае, если будут выполняться осознанно.

Люся Карклэ, управляющий компании «Тренинг-­Бутик», бизнес-тренер, коуч: «Если мы не добавляем мышления в практики управления стрессом и развития эмоциональной компетентности, если не наделяем смыслом свои действия, мы не входим в осознанность. Автоматические действия не приводят к результату, ведь мы не задаем направление, не ставим себе цель. Нужно, чтобы практика была частью твоего намерения, чтобы воля человека работала».

Название: Баланс – дело практики

Описание для анонса: 

Картинка для анонса: Array

Детальное описание: 

Сегодня эмоциональный интеллект – одно из ключевых направлений в корпоративном обучении крупнейших компаний. Среди слушателей курсов – и рядовые специалисты, и руководители среднего звена, и топ-менеджеры. Компании, вкладывая ресурсы в развитие эмоционального интеллекта работников, рассчитывают получить более эффективную корпоративную культуру и дополнительные возможности для мотивации персонала, что в конечном счете должно повысить производительность труда. Но при этом и сами работники имеют веские причины для того, чтобы развивать свою эмоциональную компетентность. Для одних это вопрос самосовершенствования, для других – способ справиться со стрессом, для третьих – возможность повысить профессиональную эффективность.

Главное – душевное здоровье

Мы проводим на работе как минимум восемь часов в день, а это треть жизни. На нашем эмоциональном состоянии сказываются корпоративная среда, атмосфера в коллективе или стрессовые ситуации, без которых трудно представить рабочий процесс. Но насколько быстро каждый из нас способен выйти из рабочего состояния и переключиться в «домашний режим»? Если этого навыка нет, мы рис­куем испортить отношения с близкими и жить в постоянном стрессе.

Ирина Шиянова, бизнес-тренер, специалист по развитию корпоративной культуры: «Проблема в том, что эмоции – это не деловой костюм или спецодежда, которые легко снять, придя домой. Мы можем непроизвольно совершать эмоциональные переносы, срывать напряжение и рабочие настроения на домашних. В более долгой перспективе стрессовые ситуации будут сбивать наши тонкие личностные настройки и деформировать реакции. У человека теряется эмоциональная чувствительность, ведь он все время должен, что называется, держать удар. Многие это ощущают и стараются найти баланс между работой и личной жизнью».

Забота о своей команде как управленческий вызов

У каждой компании своя корпоративная культура и, соответственно, своя эмоцио­нальная доминанта. В одних компаниях акцент делается на контроле, в других – на правилах, кто-то делает ставку на результативность или лидерство. Внимательный руководитель понимает, что далеко не всегда общекорпоративный эмоциональный фон является оптимальным для решения профессиональных задач у того или иного работника. Однако в силах каждого управленца создать максимально комфортные и человечные условия в рамках своего подразделения. Главное – осознать личную ответственность за себя, за свою команду и за своих подчиненных, не списывая все на «систему».

Ирина Шиянова, бизнес-тренер, специалист по развитию корпоративной культуры: «Не стоит ждать, пока культура компании изменится: эти перемены идут долго, особенно в больших организациях. Прагматичнее начать со своего окружения и выстраивать в своем родном подразделении отношения между людьми, за которые вам не будет стыдно».

Вызовы рабочей среды

Наше эмоциональное состояние на работе – это всегда производное от атмосферы в подразделении и личной энергетики. Каждый по своему опыту знает, что рабочая среда может подарить как поддержку, так и спровоцировать интенсивную и трудноуправляемую эмоциональную реакцию, которая может надолго выбить из рабочего настроения.

Люся Карклэ, управляющий компании «Тренинг-­Бутик», бизнес-тренер, коуч: «Поведение внутри критической ситуации у всех разное, эмоциональные реакции у всех индивидуальны: это может быть и раздражение, и повышение голоса, и страх, и молчание… Но это всегда неконструктивное поведение. Оглядываясь назад, человек, как правило, признается себе, что вел себя не так, как хотел, чтобы достичь своей цели (например, молчал, когда нужно было говорить, или кричал, когда нужно было объяснить)».

Эмоциональная компетентность

С точки зрения эволюции эмоции являются частью сложного механизма выживания. Когда-то именно эмоции побуждали живое существо к действию: обойти стороной, вступить в схватку или убежать. И от скорости реакции зависела жизнь.

Благодаря эволюции эмоциональная реакция у человека проявляется раньше, чем мысль. И в этих эмоциях отражается наше субъективное, оценочное отношение к обстоятельствам, в которых мы оказались или можем оказаться. Это относится к любым ситуациям, в том числе и рабочим. Что бы ни случилось на работе, мы сразу же понимаем, хорошо нам или плохо, мы рады, раздражены или разгневаны, нам приятно находиться в обществе с коллегами или нет… Но далеко не всегда нужно идти за своей непосредственной реакцией. Об эмоциональной компетенции говорят в том случае, если человек видит, как зарождается его эмоция и что стало ее причиной, если он понимает, что чувствует, если это негативная эмоция (гнев, раздражение, замыкание в себе и т. д.), имеет силы выйти из-под ее власти, чтобы действовать осознанно и конструктивно.

Основная сложность состоит в том, что все эмоциональные реакции развиваются автоматически. Психологи говорят, что эмоциональные привычки работают как бюрократия, ведь они формируются годами и мы зачастую просто не замечаем, как нас начинает затягивать то или иное деструктивное чувство. Тем не менее, как показывает практика, человек может перестроить конфигурацию своих нейронных связей и выработать новые эмоциональные привычки.

Александр Сташенко, коуч, тренер: «В западных странах сложился определенный стандарт в практиках развития эмоционального интеллекта. За двухдневный тренинг добиться устойчивых изменений в своих эмоциональных реакциях невозможно. Обычно упражнения рассчитаны на 30 часов самостоятельной работы; если заниматься по полчаса в день – это два месяца работы. Этого времени достаточно, чтобы большинство людей научилось управлять своими эмоциями».

Главное – подойти осознанно

Стресс – это системная реакция организма, которая протекает и на уровне сознания, и на уровне тела. Значит, практики управления стрессом должны включать в себя работу как с мышлением и эмоциями, так и с телом (гимнас­тика, физические упражнения, дыхание). Важно помнить одно: техники развития эмоционального интеллекта станут действенными только в том случае, если будут выполняться осознанно.

Люся Карклэ, управляющий компании «Тренинг-­Бутик», бизнес-тренер, коуч: «Если мы не добавляем мышления в практики управления стрессом и развития эмоциональной компетентности, если не наделяем смыслом свои действия, мы не входим в осознанность. Автоматические действия не приводят к результату, ведь мы не задаем направление, не ставим себе цель. Нужно, чтобы практика была частью твоего намерения, чтобы воля человека работала».

Детальная картинка: