Жизнь – это импровизация, к которой, правда, надо готовиться

Выпуск №2(5) / 2020

Спустя много лет после обучения в авиационном институте наш собеседник осознал, что самые ценные знания он приобрел на лекциях… по философии. Жизнь в стиле life-long learning* наверняка готовит еще больше открытий, главное – найти в процессе обучения ценность и не ограничивать его стенами аудиторий.

- Андрей Владимирович, профессио­нальная жизнь современного человека удлиняется, но, чтобы оставаться востребованным, необходимо учиться на протяжении всей жизни. Как вы считаете, в чем можно черпать силы для обучения и как находить время для саморазвития? Разве темп современной жизни позволяет это делать?

- Базовая вещь — это мотивация. Мой личный опыт показывает, что главная проблема в отсутствии интереса: чаще всего мы не хотим учиться из-за того, что просто не видим смысла в этой деятельности. Загруженность тут ни при чем: мы все себя считаем занятыми людьми, у каждого из нас довольно плотный график, но, если в нашей жизни случается что-то очень хорошее или очень плохое, на следующий же день наш график меняется. Например, вы встретили свою любовь, или заболел кто-то из родственников, или появилось хобби, и вы только подсознательно можете понять, как много времени вы посвящали новому занятию… Это вопрос приоритетов. И даже железная дисциплина вам вряд ли поможет. Да, как очень дисциплинированный человек, вы усадите себя за учебу, но эффект будет минимальный, потому что вся ваша природа будет протестовать: у тебя столько важных дел, а ты тратишь время на какую-то ерунду!.. Нет, вы должны увидеть в процессе обучения ценность, иначе это время пройдет зря.

- А как увидеть в этом ценность?

- Самый простой путь — соотнести обучение с вашими планами. Если вы понимаете, в какую сторону хотите двигаться (хотите стать, например, исследователем, потому что вам нравится наука, или бизнесменом, чтобы зарабатывать деньги и ни от кого не зависеть), у вас будет драйвер, который покажет, каких компетенций вам не хватает. Или вы можете сравнить себя с другими и увидеть, что вот этот человек гораздо свободнее вас ведет переговоры и выглядит более убедительно. Это тоже может стать отправной точкой для обучения. Для меня обучение — это попытка посмотреть, как мои компетенции укладываются в предстоящие виды деятельности, есть они у меня или их нет.

Вопрос о приобретении новых компетенций часто возникает в тот момент, когда мы попадаем в кризисную ситуацию и нужно решить какую-то новую проблему. Но даже если у вас все хорошо, но вы любопытны, ваше любопытство всегда будет толкать вас вперед. Допустим, вы работаете в той сфере, где напрямую не сталкиваетесь с цифровой трансформацией, но все говорят, что она открывает новые возможности, и это может стать отправной точкой для того, чтобы узнать что-то новое. Кто знает, что вы в итоге откроете для себя? Никто не думал, что аспирин может не только температуру снижать, но и кровь разжижать, а потом выяснили, что большое количество аспирина ускоряет болезнь Альцгеймера…

И еще нельзя недооценивать роль случая. Нам кажется, что мы знаем, чего хотим, как устроен мир, что для нас полезно, а что не очень: в еде, в общении, в чтении, в обучении… И из-за этого можем пропустить что-то важное, что лежит где-то на периферии нашей сферы интересов или вообще в нее не входит. Я с возрастом стал более уважительно относиться к случайным вещам, которые могут привести к неожиданным открытиям. Недавно, кстати, я читал статью президента Йельского университета Питера Саловея и встретил в подтверждение своих мыслей результаты одного исследования, в котором успешных людей спрашивали об их университетском опыте, чтобы выяснить, что было самым важным для них в годы учебы, то есть в период самого интенсивного процесса обучения. И один очень успешный бизнесмен рассказал, что самым важным университетским курсом для него стал… джаз. По его словам, этот курс лучше всего объяснил ему принцип построения диверсифицированных команд, позволил увидеть, что культуры очень разные, привил гармонию и помог понять, что вообще жизнь – это импровизация, к которой, правда, надо готовиться.

- Вам лично близок такой неожиданный опыт студенческих лет?

- Очень, ведь я оканчивал авиационный институт и начинал свою карьеру как инженер-­исследователь, затем ушел в экономику и политику, и только лет через 15 понял, что самое главное, чему меня выучили в авиационном институте, была философия. А когда я учился, мне казалось, что это вообще бесполезно. Я изучал философию только потому, что был дисциплинированным человеком, и говорил себе, что это нужно, чтобы сдать экзамен, а я был отличником и учился добросовестно. А потом оказалось, что этот курс с точки зрения картины мира, которая у меня выстроилась, дал мне больше, чем все мои узкоспециальные предметы. Любопытство – очень важная черта. Многие ее стесняются, но на самом деле любопытство – это предпосылка для того, чтобы продолжать развиваться. Если человек не любопытен, скорее всего, его потолок ограничен. По крайней мере, в творческой деятельности, которая связана с инновациями и созданием чего-то нового: продукта, бизнеса, произведений…

- Как правило, люди стремятся не столько получить новые знания, сколько улучшить свои навыки или получить новые…

- Это вполне объяснимо. Навыки нужны здесь и сейчас, владение навыками влияет на вашу привлекательность на рынке труда и в конечном счете на деньги, которые мы можем заработать. А когда мы начинаем говорить о знаниях, то есть даем человеку информацию о том, как устроен мир, это выглядит довольно абстрактным и далеким от жизни и ничем не помогает прокормить себя и понравиться работодателю. В этом есть доля правды: если у вас нет конкретных навыков, вам будет сложно устроиться в этом мире и зарабатывать.

Но со временем вы должны понять, что навыки помогают делать только то, что вы уже делали, а знания должны помочь найти новые сферы деятельности, причем такие, в которых, быть может, вообще никто не работал. Они могут помочь вам создать как минимум новое место работы, а как максимум изобрести новую сущность, запус­тить проект, создать новое техническое устройство или новый социум… Это возможно сделать только с широкими знаниями, которые поначалу кажутся совершено бесполезными и оторванными от жизни. И с этим бороться сложно, да и не нужно, у каждого ведь всего одна жизнь, и есть дети, которые хотят есть сейчас. Что же делать? Человек должен выбирать. Наверное, у вас должны быть какие-то хорошие навыки, чтобы кормить семью и выкраи­вать время на то, чтобы получать знания, которые могут дать выход в совершенно новую сферу деятельности.

- Сегодня многие люди живут в ситуа­ции неопределенности и стресса. Насколько успешным может быть обучение в кризис, ведь мы все помним, как период самоизоляции многие советовали потратить на саморазвитие и приобретение новых знаний?

- Когда испытываешь стресс, то поначалу ничего сделать нельзя. Охватывает паника, все валится из рук, мысли не клеятся, вы все время пережевываете очередной провал: вам что-то не удалось сделать, вы получили низкую оценку, вас отвергли, вы не можете придумать, что ответить кредиторам и так далее… Сказать, что кризис — это классное время для обучения, наверное, было бы обманом. Сейчас люди находятся на грани выживания: кто-то – экономического, некоторые – даже физического.

Но когда кризис проходит, наступает передышка, и вы начинаете вспоминать и оценивать свои действия: правильно вы поступили или нет, сумели ли вы выключить эмоции и включить мозг? И если не сумели, может быть, этому стоит поучиться? Потому что (с большой вероятностью!) подобный кризис может опять прийти в нашу жизнь. И если случившееся — это звоночек, не стоит ли что-то сделать по этому поводу, чему-то научиться? Правильно говорят, что опыт нас ничему не учит — нас учит только рефлексия по поводу собственного опыта. Если мы наступили на грабли и они ударили нас по лбу, надо найти возможность сесть и подумать. Конечно, лучше учиться на чужом опыте, но самое страшное, если наступил на грабли и ничего не понял, – тогда бежишь дальше по граблям и уверен, что вот это и есть настоящая жизнь…

Я недавно понял, что обучение – это не книжка, не класс, не наставник, не однокашники, которые с вами слушают лекции или пишут контрольный диктант… Обучение – это внутреннее состояние. Это очень важная вещь, ее нужно понять. Вы можете не быть в состоянии обучения, когда сидите в Гарварде, Стэнфорде или в Корпоративном университете РЖД, весь «в плюшках» и с лучшими профессорами. И, наоборот, вы можете быть в состоянии обучения, когда ликвидируете какую-то чрезвычайную ситуацию, потому что вы настроились и, делая ваше дело, наблюдаете за собой, наблюдаете за другими. Вы рефлексируете и учитесь через это.

Напрасно мы думаем, что у нас вот здесь – жизнь, а вот здесь – учеба: на работе нам дают направление на обучение или мы сами открываем YouTube, находим лекцию на Coursera или TED, и началась учеба… Нет! Учеба начинается, когда мы переключаем мозг, поэтому она всегда и везде: когда вы разговариваете со своим ребенком, наблюдаете за ним, слышите разговор в общественном транспорте… И учебы может не быть, когда вы читаете величайшего философа, слушаете лауреата Нобелевской премии, но думаете о больном зубе или о начальнике, или про свою любовь. В этот момент вы не в учебном состоянии.

И с кризисом так же. Важно, как вы к нему относитесь. Что себе говорите? Что хотите пробежать с зажатым носом и закрытыми глазами через эти ужасные недели или месяцы? Или готовы увидеть, как выглядит ваша жизнь в кризисе? Готовы ее почувствовать? Да, пусть это будет болезненно, но это будет опыт, который сделает вас лучше, если вы его проанализируете, а значит, будете на нем учиться.

Название: Жизнь – это импровизация, к которой, правда, надо готовиться

Описание для анонса: 

Картинка для анонса: Array

Детальное описание: 

Спустя много лет после обучения в авиационном институте наш собеседник осознал, что самые ценные знания он приобрел на лекциях… по философии. Жизнь в стиле life-long learning* наверняка готовит еще больше открытий, главное – найти в процессе обучения ценность и не ограничивать его стенами аудиторий.

- Андрей Владимирович, профессио­нальная жизнь современного человека удлиняется, но, чтобы оставаться востребованным, необходимо учиться на протяжении всей жизни. Как вы считаете, в чем можно черпать силы для обучения и как находить время для саморазвития? Разве темп современной жизни позволяет это делать?

- Базовая вещь — это мотивация. Мой личный опыт показывает, что главная проблема в отсутствии интереса: чаще всего мы не хотим учиться из-за того, что просто не видим смысла в этой деятельности. Загруженность тут ни при чем: мы все себя считаем занятыми людьми, у каждого из нас довольно плотный график, но, если в нашей жизни случается что-то очень хорошее или очень плохое, на следующий же день наш график меняется. Например, вы встретили свою любовь, или заболел кто-то из родственников, или появилось хобби, и вы только подсознательно можете понять, как много времени вы посвящали новому занятию… Это вопрос приоритетов. И даже железная дисциплина вам вряд ли поможет. Да, как очень дисциплинированный человек, вы усадите себя за учебу, но эффект будет минимальный, потому что вся ваша природа будет протестовать: у тебя столько важных дел, а ты тратишь время на какую-то ерунду!.. Нет, вы должны увидеть в процессе обучения ценность, иначе это время пройдет зря.

- А как увидеть в этом ценность?

- Самый простой путь — соотнести обучение с вашими планами. Если вы понимаете, в какую сторону хотите двигаться (хотите стать, например, исследователем, потому что вам нравится наука, или бизнесменом, чтобы зарабатывать деньги и ни от кого не зависеть), у вас будет драйвер, который покажет, каких компетенций вам не хватает. Или вы можете сравнить себя с другими и увидеть, что вот этот человек гораздо свободнее вас ведет переговоры и выглядит более убедительно. Это тоже может стать отправной точкой для обучения. Для меня обучение — это попытка посмотреть, как мои компетенции укладываются в предстоящие виды деятельности, есть они у меня или их нет.

Вопрос о приобретении новых компетенций часто возникает в тот момент, когда мы попадаем в кризисную ситуацию и нужно решить какую-то новую проблему. Но даже если у вас все хорошо, но вы любопытны, ваше любопытство всегда будет толкать вас вперед. Допустим, вы работаете в той сфере, где напрямую не сталкиваетесь с цифровой трансформацией, но все говорят, что она открывает новые возможности, и это может стать отправной точкой для того, чтобы узнать что-то новое. Кто знает, что вы в итоге откроете для себя? Никто не думал, что аспирин может не только температуру снижать, но и кровь разжижать, а потом выяснили, что большое количество аспирина ускоряет болезнь Альцгеймера…

И еще нельзя недооценивать роль случая. Нам кажется, что мы знаем, чего хотим, как устроен мир, что для нас полезно, а что не очень: в еде, в общении, в чтении, в обучении… И из-за этого можем пропустить что-то важное, что лежит где-то на периферии нашей сферы интересов или вообще в нее не входит. Я с возрастом стал более уважительно относиться к случайным вещам, которые могут привести к неожиданным открытиям. Недавно, кстати, я читал статью президента Йельского университета Питера Саловея и встретил в подтверждение своих мыслей результаты одного исследования, в котором успешных людей спрашивали об их университетском опыте, чтобы выяснить, что было самым важным для них в годы учебы, то есть в период самого интенсивного процесса обучения. И один очень успешный бизнесмен рассказал, что самым важным университетским курсом для него стал… джаз. По его словам, этот курс лучше всего объяснил ему принцип построения диверсифицированных команд, позволил увидеть, что культуры очень разные, привил гармонию и помог понять, что вообще жизнь – это импровизация, к которой, правда, надо готовиться.

- Вам лично близок такой неожиданный опыт студенческих лет?

- Очень, ведь я оканчивал авиационный институт и начинал свою карьеру как инженер-­исследователь, затем ушел в экономику и политику, и только лет через 15 понял, что самое главное, чему меня выучили в авиационном институте, была философия. А когда я учился, мне казалось, что это вообще бесполезно. Я изучал философию только потому, что был дисциплинированным человеком, и говорил себе, что это нужно, чтобы сдать экзамен, а я был отличником и учился добросовестно. А потом оказалось, что этот курс с точки зрения картины мира, которая у меня выстроилась, дал мне больше, чем все мои узкоспециальные предметы. Любопытство – очень важная черта. Многие ее стесняются, но на самом деле любопытство – это предпосылка для того, чтобы продолжать развиваться. Если человек не любопытен, скорее всего, его потолок ограничен. По крайней мере, в творческой деятельности, которая связана с инновациями и созданием чего-то нового: продукта, бизнеса, произведений…

- Как правило, люди стремятся не столько получить новые знания, сколько улучшить свои навыки или получить новые…

- Это вполне объяснимо. Навыки нужны здесь и сейчас, владение навыками влияет на вашу привлекательность на рынке труда и в конечном счете на деньги, которые мы можем заработать. А когда мы начинаем говорить о знаниях, то есть даем человеку информацию о том, как устроен мир, это выглядит довольно абстрактным и далеким от жизни и ничем не помогает прокормить себя и понравиться работодателю. В этом есть доля правды: если у вас нет конкретных навыков, вам будет сложно устроиться в этом мире и зарабатывать.

Но со временем вы должны понять, что навыки помогают делать только то, что вы уже делали, а знания должны помочь найти новые сферы деятельности, причем такие, в которых, быть может, вообще никто не работал. Они могут помочь вам создать как минимум новое место работы, а как максимум изобрести новую сущность, запус­тить проект, создать новое техническое устройство или новый социум… Это возможно сделать только с широкими знаниями, которые поначалу кажутся совершено бесполезными и оторванными от жизни. И с этим бороться сложно, да и не нужно, у каждого ведь всего одна жизнь, и есть дети, которые хотят есть сейчас. Что же делать? Человек должен выбирать. Наверное, у вас должны быть какие-то хорошие навыки, чтобы кормить семью и выкраи­вать время на то, чтобы получать знания, которые могут дать выход в совершенно новую сферу деятельности.

- Сегодня многие люди живут в ситуа­ции неопределенности и стресса. Насколько успешным может быть обучение в кризис, ведь мы все помним, как период самоизоляции многие советовали потратить на саморазвитие и приобретение новых знаний?

- Когда испытываешь стресс, то поначалу ничего сделать нельзя. Охватывает паника, все валится из рук, мысли не клеятся, вы все время пережевываете очередной провал: вам что-то не удалось сделать, вы получили низкую оценку, вас отвергли, вы не можете придумать, что ответить кредиторам и так далее… Сказать, что кризис — это классное время для обучения, наверное, было бы обманом. Сейчас люди находятся на грани выживания: кто-то – экономического, некоторые – даже физического.

Но когда кризис проходит, наступает передышка, и вы начинаете вспоминать и оценивать свои действия: правильно вы поступили или нет, сумели ли вы выключить эмоции и включить мозг? И если не сумели, может быть, этому стоит поучиться? Потому что (с большой вероятностью!) подобный кризис может опять прийти в нашу жизнь. И если случившееся — это звоночек, не стоит ли что-то сделать по этому поводу, чему-то научиться? Правильно говорят, что опыт нас ничему не учит — нас учит только рефлексия по поводу собственного опыта. Если мы наступили на грабли и они ударили нас по лбу, надо найти возможность сесть и подумать. Конечно, лучше учиться на чужом опыте, но самое страшное, если наступил на грабли и ничего не понял, – тогда бежишь дальше по граблям и уверен, что вот это и есть настоящая жизнь…

Я недавно понял, что обучение – это не книжка, не класс, не наставник, не однокашники, которые с вами слушают лекции или пишут контрольный диктант… Обучение – это внутреннее состояние. Это очень важная вещь, ее нужно понять. Вы можете не быть в состоянии обучения, когда сидите в Гарварде, Стэнфорде или в Корпоративном университете РЖД, весь «в плюшках» и с лучшими профессорами. И, наоборот, вы можете быть в состоянии обучения, когда ликвидируете какую-то чрезвычайную ситуацию, потому что вы настроились и, делая ваше дело, наблюдаете за собой, наблюдаете за другими. Вы рефлексируете и учитесь через это.

Напрасно мы думаем, что у нас вот здесь – жизнь, а вот здесь – учеба: на работе нам дают направление на обучение или мы сами открываем YouTube, находим лекцию на Coursera или TED, и началась учеба… Нет! Учеба начинается, когда мы переключаем мозг, поэтому она всегда и везде: когда вы разговариваете со своим ребенком, наблюдаете за ним, слышите разговор в общественном транспорте… И учебы может не быть, когда вы читаете величайшего философа, слушаете лауреата Нобелевской премии, но думаете о больном зубе или о начальнике, или про свою любовь. В этот момент вы не в учебном состоянии.

И с кризисом так же. Важно, как вы к нему относитесь. Что себе говорите? Что хотите пробежать с зажатым носом и закрытыми глазами через эти ужасные недели или месяцы? Или готовы увидеть, как выглядит ваша жизнь в кризисе? Готовы ее почувствовать? Да, пусть это будет болезненно, но это будет опыт, который сделает вас лучше, если вы его проанализируете, а значит, будете на нем учиться.

Детальная картинка: