Онлайн-обучение: можно ли рассчитать затраты?

Выпуск №1(4) / 2020

Можно предположить, что с учётом развивающихся технологий онлайн-обучение могло бы заменить традиционный очный формат, однако проведённые в 2019 году исследования показывают, что на текущий момент динамика его развития не столь существенна:

- по данным международного исследования КПМГ 2019 года, в котором приняло участие более 400 компаний различных отраслей, доля онлайн-обучения составляет всего 18%. Онлайн-обучение наиболее востребовано в крупных компаниях с численностью более 30 тыс. сотрудников (25%) и менее востребовано в компаниях с численностью до 1 тыс. сотрудников (14%);
- в 2019 году было также проведено ежегодное исследование КПМГ и «АМТ Консалт» «HR-бенчмаркинг» ((от англ. benchmarking) — сопоставление основных показателей в сравнении с лучшими практиками и/или успешными компаниями; конечная задача — изучение и адаптация опыта наиболее эффективных практик.) среди российских компаний, согласно которому доля часов дистанционного обучения в 2019 году составила 37%, при этом охват сотрудников дистанционным обучением составил 75%, что на 33% выше охвата очным обучением. Онлайн-обучение также оказалось наиболее востребованным среди крупных компаний с численностью от 10 тыс. сотрудников (55%) и менее востребованным в компаниях с численностью до 500 сотрудников (19%). При сравнении данных с аналогичным исследованием 2018 года доля часов дистанционного обучения возросла на 8%.

Почему мы все до сих пор не учимся только онлайн?

Одним из сдерживающих факторов является отсутствие достаточной информации относительно эффективности вложений в онлайн-обучение.

Рассчитать эффективность вложений позволит модель Джека Филлипса, американского эксперта в области управления персоналом. Он предложил использовать формулу возврата вложенных средств и полученных выгод, где смысл расчёта заключается в переводе затрат на обучение и выгод от него в одинаковые единицы измерения — деньги. Как правило, ROI ((от англ. return on investment) — финансовый коэффициент, иллюстрирующий уровень доходности или убыточности бизнеса, учитывая сумму сделанных инвестиций.) рассчитывают за год, но при реализации масштабных проектов достижение максимального эффекта может занять несколько лет, что также необходимо учитывать при расчёте.

Формула расчета показателя ROI (%) = ((доход от обучения затраты) / затраты) х 100%.

Стоит отметить, что предложенный метод расчёта ROI имеет свои сложности, а именно расчёт дохода и его приведение в денежный эквивалент, а также исключение из расчёта влияния на результаты других внутренних и внешних факторов (организационных и рыночных). Наиболее доступными техниками изоляции эффекта являются:

1. Контрольная группа: запуск пилотного онлайн-обучения на отдельных группах и сравнение результатов с показателями контрольной группы, которая не участвует в программе.
2. Оценка участников: проведение участниками самостоятельной оценки, в какой степени обучение повлия­ло на их результаты.
3. Оценка руководителей подразделений и/или супервайзеров: запуск оценки руководителями влияния обучения на конечный результат команды.

В качестве примера успешного приведения дохода от обучения к денежному эквиваленту можно выделить следующие: дополнительные продажи — прибыль от этих продаж; экономия времени сотрудника — стоимость сэкономленного времени исходя из среднего размера зарплаты; снижение текучести персонала — средства, сэкономленные на подборе персонала и адаптации; повышение качества — средства, сэкономленные за счёт снижения процента брака.

Таким образом, на экономическую эффективность онлайн-обучения одновременно оказывают влияние множество факторов, что делает процесс её расчёта достаточно сложным. Однако скорость развития технологий такова, что делает онлайн-образование в перспективе более доступным.

Название: Онлайн-обучение: можно ли рассчитать затраты?

Описание для анонса: 

Картинка для анонса: Array

Детальное описание: 

Можно предположить, что с учётом развивающихся технологий онлайн-обучение могло бы заменить традиционный очный формат, однако проведённые в 2019 году исследования показывают, что на текущий момент динамика его развития не столь существенна:

- по данным международного исследования КПМГ 2019 года, в котором приняло участие более 400 компаний различных отраслей, доля онлайн-обучения составляет всего 18%. Онлайн-обучение наиболее востребовано в крупных компаниях с численностью более 30 тыс. сотрудников (25%) и менее востребовано в компаниях с численностью до 1 тыс. сотрудников (14%);
- в 2019 году было также проведено ежегодное исследование КПМГ и «АМТ Консалт» «HR-бенчмаркинг» ((от англ. benchmarking) — сопоставление основных показателей в сравнении с лучшими практиками и/или успешными компаниями; конечная задача — изучение и адаптация опыта наиболее эффективных практик.) среди российских компаний, согласно которому доля часов дистанционного обучения в 2019 году составила 37%, при этом охват сотрудников дистанционным обучением составил 75%, что на 33% выше охвата очным обучением. Онлайн-обучение также оказалось наиболее востребованным среди крупных компаний с численностью от 10 тыс. сотрудников (55%) и менее востребованным в компаниях с численностью до 500 сотрудников (19%). При сравнении данных с аналогичным исследованием 2018 года доля часов дистанционного обучения возросла на 8%.

Почему мы все до сих пор не учимся только онлайн?

Одним из сдерживающих факторов является отсутствие достаточной информации относительно эффективности вложений в онлайн-обучение.

Рассчитать эффективность вложений позволит модель Джека Филлипса, американского эксперта в области управления персоналом. Он предложил использовать формулу возврата вложенных средств и полученных выгод, где смысл расчёта заключается в переводе затрат на обучение и выгод от него в одинаковые единицы измерения — деньги. Как правило, ROI ((от англ. return on investment) — финансовый коэффициент, иллюстрирующий уровень доходности или убыточности бизнеса, учитывая сумму сделанных инвестиций.) рассчитывают за год, но при реализации масштабных проектов достижение максимального эффекта может занять несколько лет, что также необходимо учитывать при расчёте.

Формула расчета показателя ROI (%) = ((доход от обучения затраты) / затраты) х 100%.

Стоит отметить, что предложенный метод расчёта ROI имеет свои сложности, а именно расчёт дохода и его приведение в денежный эквивалент, а также исключение из расчёта влияния на результаты других внутренних и внешних факторов (организационных и рыночных). Наиболее доступными техниками изоляции эффекта являются:

1. Контрольная группа: запуск пилотного онлайн-обучения на отдельных группах и сравнение результатов с показателями контрольной группы, которая не участвует в программе.
2. Оценка участников: проведение участниками самостоятельной оценки, в какой степени обучение повлия­ло на их результаты.
3. Оценка руководителей подразделений и/или супервайзеров: запуск оценки руководителями влияния обучения на конечный результат команды.

В качестве примера успешного приведения дохода от обучения к денежному эквиваленту можно выделить следующие: дополнительные продажи — прибыль от этих продаж; экономия времени сотрудника — стоимость сэкономленного времени исходя из среднего размера зарплаты; снижение текучести персонала — средства, сэкономленные на подборе персонала и адаптации; повышение качества — средства, сэкономленные за счёт снижения процента брака.

Таким образом, на экономическую эффективность онлайн-обучения одновременно оказывают влияние множество факторов, что делает процесс её расчёта достаточно сложным. Однако скорость развития технологий такова, что делает онлайн-образование в перспективе более доступным.

Детальная картинка: