КОРПОРАТИВНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ – ИНСТРУМЕНТЫ ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩЕГО
Анник Рено-Кулон,
основатель и председатель Всемирного совета корпоративных университетов (GlobalCCU), президент Univencis
Корпоративные университеты – действенные инструменты «мягкой силы», которые нужно активно развивать, ведь в той экономической ситуации, которая сложилась во всем мире, компании будут полагаться на них все больше и больше. Такого мнения придерживается основатель и председатель Всемирного совета корпоративных университетов (GlobalCCU), президент Univencis Анник Рено-Кулон, подготовившая авторскую статью.
Корпоративный университет РЖД, отмечающий 10-летие в этом году, рассматривается ОАО «РЖД» как ключевой инструмент развития человеческого капитала компании. Это можно проследить через совокупность стратегических ориентиров университета, среди которых особое место занимает видение, утвержденное руководством: «Быть ключевой движущей силой стратегического развития холдинга «РЖД» и транспортной отрасли, создавая синергии для всех стейкхолдеров: отрасли, людей и общества, способствуя росту национальной экономики».

Корпоративные университеты как явление, сформировавшееся экспериментальным путем, многие теории помещают в область управления человеческими ресурсами и – в своем большинстве – в часть, связанную с реализацией обучения. Тем не менее наблюдение за мировыми практиками с начала 1990-х годов показывает, что это не в полной мере отражает сути корпоративных университетов. Обучение как задача нацелено на отдельные личности, развитие их профессионализма и карьерных возможностей. Это, несомненно, важный социальный инструмент, и компании должны всецело развивать его, что в большей степени соответствует функции центров обучения, а не корпоративных университетов.

Настоящие корпоративные университеты имеют совершенно другое стратегическое значение. Их ключевая роль заключается в следующем:

· анализировать и поддерживать реализацию бизнес-стратегии компании во всех сферах (кадровой, экономической, финансовой, технологической, коммуникационной, социальной, экологической и других) через корпоративное обучение и развитие;

· в рамках образовательных проектов прививать корпоративную культуру и ценности бренда внутренним стейкхолдерам компании и транслировать внешним.


Корпоративный университет – это не просто место для получения знаний и обмена ими. Это уникальное пространство, где можно обучаться, размышлять, созидать, экспериментировать, практиковаться, воодушевлять коллективный разум. Это площадки для общения и дебатов, полигоны для отработки прикладных знаний и прикладных стратегий. Это структура, отчитывающаяся топ-менеджменту компаний, представители которого обычно регулярно участвуют в ее деятельности и образовательных мероприятиях.

По результатам глубокого и многоэтапного процесса оценки АНО ДПО «Корпоративный университет РЖД» в ноябре 2019 года получил признание по программе «Соответствие» сертификации Всемирного совета корпоративных университетов (GlobalCCU). Финальный результат был объявлен в присутствии заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрия Шаханова. «Отличная командная работа под руководством Романа Баскина позволила пройти этот путь!» – резюмировала Анник Рено-Кулон
Важность различия между центром обучения и корпоративным университетом лежит в основе методики сертификации корпоративных университетов GlobalCCU на основе тех запросов, которые я получала от экспертов о необходимости формализовать это явление и структурировать его. Помимо семантики методика требовала формирования общей системы координат, которая позволяла бы компаниям эффективно выстраивать корпоративные университеты и видеть их силу, брать лучшее из практик коллег, изобретать новые образовательные технологии, повышать общую продуктивность и транслировать ценности, которые они создают для людей, бизнеса и общества в целом.

Таким образом, можно рассматривать сертификацию GlobalCCU как путь к совершенству для корпоративных университетов. Это высокое признание надежности, уровня зрелости, эффективности и мастерства корпоративного университета.

Сертификация GlobalCCU – это экзамен, к которому команды корпоративных университетов должны приготовиться, анализируя все сферы организации работы для соответствия требованиям. Сертификация основана на принципе непрерывного улучшения в сложных и неопределенных условиях, что требует реализации стратегических и операционных планов.

Кроме того, эта сертификация является коммуникационным событием, целью которого является долгосрочный результат глобального масштаба для бренда корпоративного университета и для бренда компании.

Работа с командой Корпоративного университета РЖД всегда чрезвычайно приятна для меня. Их прагматизм, стойкое желание добиться мастерства, смелость, разумность, потрясающее отношение к времени и пространству являются, в моем понимании, выдающимися качествами. Эти качества Корпоративного университета РЖД я также встречала в других российских корпоративных университетах, с которыми мне удалось посотрудничать. Их команды, безусловно, вносят вклад в конкурентоспособность и эффективность своих компаний.

В России, возможно, в большей степени, чем где-либо еще, на уровне компаний и на уровне руководства страны осознали, что корпоративные университеты – структуры, которые нужно развивать и продвигать; что это важный инструмент «мягкой силы», на который стоит полагаться все больше и больше. Несомненно, корпоративные университеты могут внести свой вклад в развитие России, социальную интеграцию российских граждан, высокий уровень конкурентоспособности российской экономики и международного влияния. Все это вместе с высоким операционным прагматизмом окажется очень ценным во время беспрецедентного экономического и социального кризиса, который переживает мир в 2020 году.

Интервью журналу «HR-партнер» (№4)